DEFAULT 

Реформы патриарха никона и церковный раскол реферат

Таисия 1 comments

Впрочем, это неудивительно, ведь Русской Церкви никто свободу предоставлять не собирался, Она, как и прежде, возглавлялась императором и пребывала под неусыпным надзором обер-прокуроров []. Никон был одержим другой идеей: он мечтал о возвышении власти духовной над властью светской, а юный царь своим расположением и ласками благоприятствовал ее укреплению и развитию. Полный курс лекций. Что говорить об отношении к старообрядчеству, если Святейший Синод до самого крушения Российской Империи так и не смог определиться в своем отношении к Единоверию. Реформы патриарха Никона и начало раскола.

Ртищев, сестра постельничего А. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон Династия Романовых. Биографии царей и цариц История, Династия Романовых.

Изменение политического курса России не замедлило сказаться на повышении интереса к данной теме, сама жизнь в эпоху перемен заставляет изучать опыт предков. Спрашивается, зачем царю заниматься реформой опального патриарха?

Такое возможно только в случае, если перемены своим существованием обязаны не Никону, а самому Алексею Михайловичу и его окружению. Полознев придерживается упрощенно-традиционной точки зрения по вопросу начала реформы [85].

Получается, реформы начал Никон, но позаботился об этом заранее царь, который, по причине реформы патриарха никона и церковный раскол реферат, сам нуждался еще в поддержке и заботе. Одним из последних больших исследований по церковной реформе XVII века является одноименная работа Б. К сожалению, информация в произведениях Б.

Георгий разделяет книжную справу XVII века на следующие периоды: филарето-иоасафовский, иосифовский, никоновский до собора — годовпредиоакимовский — годыиоакимовский входят первые годы правления патриарха Адриана [97]. Для нашей работы наибольшую важность представляет сам факт разделения книжных исправлений и связанной с ними церковной реформы на периоды.

Церковная реформа началась у ряда историков — подготавливалась до Никона и продолжилась после его ухода с кафедры.

Это связано, во-первых, с постепенностью его формирования, во-вторых, с воздействием сложившихся стереотипов и влиянием цензуры, а в-третьих, с религиозными убеждениями самих ученых. Апологет патриарха Никона М. Глубоковский Н. Богослужебные минеи. С одной стороны, автор сообщает нам факты, изложенные в старообрядческой интерпретации, то есть смешанное видение проблемы, а с другой, упрощенно-традиционное народное восприятие событий, связанных с реформой.

Своим названием она обязана необузданному темпераменту патриарха, его властным и поспешным методам введения изменений и, следовательно, многочисленным просчетам; не следует патриарха о влиянии факторов, от него не зависящих, как, например, приближение года, со всеми вытекающими из этого, согласно Кирилловой книге, обстоятельствами.

Данная точка зрения церковный логическими выводами и многочисленным фактическим материалом, что позволяет именовать ее в дальнейшем как научную. Как мы можем наблюдать, далеко не все упомянутые авторы в полной мере разделяют научный взгляд на рассматриваемую проблему. Это связано, во-первых, с постепенностью его формирования, реформы, во-вторых, с воздействием сложившихся никона и влиянием цензуры, а в-третьих, с религиозными убеждениями самих ученых. Вот почему труды многих исследователей остались в переходном состоянии, то есть содержат элементы как упрощенно-традиционной, так и научной точек зрения.

Следует особо подчеркнуть непрекращающееся идеологическое давление, которое им приходилось преодолевать наряду с научно-исследовательскими трудностями, это относится и к XIX-му веку, реферат к XX-му, хотя нельзя забывать, что коммунистический прессинг имел всеобъемлющий антирелигиозный характер.

Более подробно данные факторы будут рассматриваться в пунктах 3 и 4. Повсеместно встречающиеся в различных современных изданиях отголоски упрощенно-традиционной точки зрения не представляются чем-то необычным. Даже Н. Живучесть данной традиции напрямую связана со старообрядчеством, взгляды и труды представителей которого по изучаемому вопросу мы и рассмотрим.

Это довольно интригующее в плане полемико-исследовательской деятельности староверов заявление оставляло надежду найти некоторую объективность в изложении истории начала церковного разделения у старообрядческих авторов.

Но и здесь мы столкнулись с реферат взглядов на церковную реформу XVII века, раскол, несколько иного характера. В традиционном ключе, как правило, пишут дореволюционные авторы, книги которых, как и у нас, сейчас активно переиздаются.

К примеру, в кратком жизнеописании Аввакума, составленном С. Современных старообрядческих писателей следует разобрать подробнее. Это наиболее научно-выверенная форма упрощенно-традиционной точки работа по базам данных. Понятно, что ненавидели патриарха не все, и в разное время эта ненависть проявлялась по-разному, но не оказывать влияния она могла только в одном случае: если патриарх выполнял указания государственной власти, что мы и наблюдаем в деле церковной реформы.

Реформы патриарха никона и церковный раскол реферат 1745

Перед нами возникший в результате влияния конфессиональной принадлежности автора типичный переходный вариант от одного взгляда к другому, который характеризуется упрощенно-традиционным восприятием реформы в сочетании с противоречащими этой традиции данными.

Такую точку зрения удобнее называть смешанной. Аналогичной позиции придерживаются создатели энциклопедического словаря под названием Старообрядчество [].

Встречаются сочинения, содержащие в себе сразу два взгляда, например, С. По кратким высказываниям вышеуказанных авторов, конечно, сложно судить об их мнениях, но как эта, так и другие подобные книги сами по себе служат примером неустоявшейся точки зрения и неопределенного состояния терминологии по данному вопросу.

Чтобы выяснить причины происхождения этой неопределенности, обратимся за разъяснениями к известному старообрядческому писателю и полемисту Ф. Благодаря издательской деятельности Белокриницкой старообрядческой митрополии, мы имеем два варианта описания событий XVII века этим автором. Всю дальнейшую активность в деле реформы автор приписывает исключительно Никону, и это продолжается вплоть до оставления им патриаршества. Далее в повествовании царь выглядит уже вполне самостоятельным и даже ловким правителем.

И действительно, такая резкая перемена в характере русского самодержца труднообъяснима без учета его окружения. Мельников перечисляет разноплеменной состав этой партии, называя некоторых по именам, в частности Паисия Лигарида и Симеона Полоцкого, возглавлявших, соответственно, греков и малороссов. Эти люди, по мнению автора, благодаря Никону захватили власть в Церкви и не были заинтересованы в восстановлении реформы патриарха никона и церковный раскол реферат старины, а при условии зависимости епископата от правительства реформы патриарха никона и церковный раскол реферат боязни архиереев потерять свое положение и доходы, у сторонников старого обряда не оставалось никаких шансов.

Обратимся к другому труду рассматриваемого автора, написанному в Румынии уже после российской катастрофы года. Так же как и в первой своей работе, историк староверия указывает на влияние понаехавших в Москву во главе с иезуитом Паисием Лигаридом греков, которые помогали государю в деле осуждения неугодного ему патриарха и управлении Церковью.

Несомненно, что историческая информация в этих книгах подается под влиянием религиозных убеждений автора, но если в первой главную роль в реформе играет Никон, то во второй акцент в деле преобразований сделан уже на царя и патриарха. Может быть, это связано с тем, что вторая книга написана после падения царизма, а возможно, Мельников изменил свой взгляд на некоторые события под влиянием новых исследований.

Для нас важно, что здесь прослеживаются сразу три фактора, под влиянием которых формируется смешанная точка зрения на церковные исправления, то есть религиозные убеждения автора, преодоление им укоренившихся стереотипов, наличие или отсутствие идеологического давления.

Но самое важное, что в своей краткой истории Ф. С одной стороны, автор сообщает нам факты, реферат россии в творчестве в старообрядческой интерпретации, то есть смешанное видение проблемы, а с другой, упрощенно-традиционное народное восприятие событий, связанных с реформой. Обратимся к истокам этого восприятия, самое непосредственное влияние на которое оказали выходцы из народа — гонимые традиционалисты во главе с протопопом Аввакумом.

Итак, корни упрощенной традиции в старообрядческом ее варианте восходят к самым первым старообрядческим писателям — очевидцам и участникам этих трагических событий.

Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в г. Cвидетельства очевидцев как нельзя лучше показывают, что за Никоном стояли сильные и влиятельные люди: царский духовник протопоп Стефан, окольничий Федор Ртищев и его сестра, вторая ближняя боярыня царицы Анна. Земные поклоны заменены поясными и т. Пути русского богословия.

Протопопова соузника и духовника инока Епифания более занимает неудачный, дискредитировавший всю никонову книжную справу тандем патриарха и освобожденного им авантюриста Арсения Грека.

Полвека спустя в произведениях выговских писателей данные реформы патриарха никона и церковный раскол реферат приобретают поэтическую форму. Коего многобурнаго треволнения на российское не впусти море? Киих вихроколебательных трясений на всекрасный не нанесе корабль? Таким образом, мы можем наблюдать, как формировался участниками событий, в данном случае пустозерскими узниками, упрощенно-традиционный взгляд на реформу, и как происходила на Выге позднейшая иконизация этой точки зрения.

Но если присмотреться к произведениям пустозерцев, а особенно к сочинениям Аввакума, более внимательно, то можно найти очень интересную информацию. Cвидетельства очевидцев как нельзя лучше показывают, что за Никоном стояли сильные и влиятельные люди: царский духовник протопоп Стефан, окольничий Федор Ртищев и его сестра, вторая ближняя боярыня царицы Анна. Церковный, что были и другие, более влиятельные и менее заметные личности, патриарха никона и царь Алексей Михайлович принимал во всем самое непосредственное участие.

Разбираться в течениях московской политики, в тонкостях дворцовых интриг и в прочей закулисной возне, сопровождавшей рассматриваемые раскол реферат, Иоанну Неронову, а тем более провинциальным протопопам было крайне сложно, да и невозможно, так как они очень скоро отправились в ссылку. Возвращаясь к вопросу утверждения и распространения упрощенно-традиционной и смешанной точек зрения, отметим влияние старообрядчества на формирование научных взглядов в советское время.

Происходило это в первую очередь по причинам идеологического характера под влиянием полюбившегося новой власти социально-политического объяснения рассматриваемых событий XVII века.

Еще в середине XIX-го века А. Щапов увидел в расколе протест недовольного Уложением г. Труды, связанные с поиском новых памятников истории раннего староверия и их описанием, предпринятые в советское время и принесшие богатые плоды, представляют собой еще один путь влияния старообрядческой традиции на реформы научную школу. Историческая правда была на стороне старообрядцев, что естественным образом сказывалось на критическом осмыслении их научных достижений.

«Бунташный век». Народные движения. Церковные реформы патриарха Никона

Подводя итог, хотелось бы отметить, что описание событий, воспринятое от мучеников и исповедников староверия, утвердилось в народной массе не как научное знание, а воспринималось и воспринимается в реформы патриарха никона и церковный раскол реферат случаев как предмет веры.

Именно поэтому старообрядческие авторы хотя и стараются использовать новые материалы и факты в своих научных изысканиях, но почти всегда реформы патриарха никона и церковный раскол реферат оглядываться на учение, ставшее церковным преданием и освященное страданием предыдущих поколений.

Таким образом, возникает точка зрения, более или менее удачно, в зависимости от автора, сочетающая в себе религиозно-историческую темы рефератов политологии рб и новые научные факты. Такая же проблема может встать и перед Русской Православной Церковью в связи с характером исследований авторов, являющихся сторонниками канонизации патриарха Никона [].

Данный научный взгляд именуется нами смешанным и, в силу своего несамостоятельного характера, подробно не рассматривается. Помимо сторонников старой веры, эта точка зрения имеет широкое распространение как в светских кругах, так и среди новообрядцев [].

В научной среде этот взгляд получил наибольшее распространение в советский период, сохраняет свое влияние и по сей день, особенно если ученые являются старообрядцами или симпатизируют.

Причины возникновения и распространения различных точек зрения на церковные преобразования. Прежде чем решать основные вопросы данного пункта, необходимо определиться с тем, какие мы имеем разновидности понимания исследуемых событий. Согласно рассмотренному материалу, существуют две основные точки зрения по рассматриваемой теме — упрощенно-традиционная и научная. Первая возникла во второй половине XVII-го столетия и подразделяется на два варианта — официальный и старообрядческий. Научный подход окончательно сформировался к концу XIX-го века, под его влиянием упрощенная традиция стала претерпевать изменения, и появилось множество работ смешанного характера.

Эта точка зрения не является самостоятельной и, примыкая к упрощенно-традиционному взгляду, тоже имеет два одноименных варианта.

Следует упомянуть социально-политическую традицию объяснения событий церковного раскола, которая берет свое начало с работ А. Щапова, развивается демократически и материалистически настроенными учеными и утверждает, что церковная реформа — только лозунг, повод, призыв к действию реформы патриарха никона и церковный раскол реферат борьбе недовольных, а при коммунистах — угнетенных народных масс.

Полюбилась ученым-марксистам, но кроме этого характерного для нее объяснения событий почти ничего самостоятельного не имеет, так как изложение событий заимствуется в зависимости от симпатий автора либо у какого-нибудь варианта упрощенной или смешанной точек зрения, либо у научной. Связь основных взглядов на Церковную Реформу XVII века с историческими фактами, степень влияния на них различных обстоятельств выгоды, полемики, сложившихся церковных и научных традиций и взаимоотношения между ними удобнее показать схематически:.

Как видим, наиболее свободным от различных внешних влияний взглядом на реформу и связанные с ней события является научный.

Он же по отношению к полемизирующим сторонам находится как бы между молотом и наковальней, данную особенность тоже следует учитывать. Итак, почему вопреки обилию фактов, вопреки наличию упомянутых нами фундаментальных исследований, мы имеем такое разнообразие взглядов на авторство и воплощение в жизнь церковной реформы XVII века? Путь к решению этой проблемы указывает нам Н. Следовательно, одной из причин является полемический характер, который изначально получили оба варианта упрощенно-традиционной точки зрения на рассматриваемые события.

И царь, и патриарх прекрасно понимали сию тонкость. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское греческое православие, по отношению к которому и православие русских, и православие украинцев, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациям. Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны видных Духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов - Аввакума, Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и.

Эти лица пользовались в народе огромным уважением за их пастырскую деятельность. Протопопы Иоанн Неронов и Аввакум обладали большим даром слова.

Они умели говорить просто и ясно, горячо и вдохновенно. Они не стеснялись говорить правду в глаза сильным "мира сего" сего, обличали пороки и преступления властей, были прямодушными и честными.

[TRANSLIT]

Но их устные проповеди, письма с обличениями церковных нововведений. Верные и стойкие поборники церковной реферат вскоре подверглись жестоким мучениям и казням по приказам патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Они были высланы из Москвы в первый год реформаторской деятельности Никона гг. На соборе года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: "Мы новой веры церковный примем", за что без соборного суда был лишен кафедры.

Патриарха никона на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить в ссылку в монастырь. В монастыре епископ Павел был тяжелым мучениям и, наконец, сожжен в срубе.

Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел патриарх-мучитель и убийца. Никон начал свои реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем, не с молитвы церковной, а с кровопролития и убийства. Все трепетали перед ним, реформы никто раскол епископов уже не посмел выступить с мужественным словом обличения.

Робко и молчаливо они соглашались с его требованиями и распоряжениями. Никон недолго пробыл на патриаршем престоле, всего семь лет. Своим властолюбием и гордостью он сумел оттолкнуть от себя. Произошел у него разрыв и с царем.

Никон вторгался в дела государства, возмечтал даже стать выше царя и полностью подчинить его своей воле. Алексей Михайлович стал тяготиться Никоном, охладел к нему и лишил его прежнего внимания и дружбы.

Тогда Никон задумал воздействовать на царя угрозой, что ему раньше удавалось. Он решил публично отречься от патриаршества, рассчитывая на то; что царь будет, тронут его отречением и станет упрашивать, не покидать первосвятительского престола. Никон хотел воспользоваться этим и потребовать от царя, чтобы тот повиновался ему во всем, поставив царю условием, что только в этом случае он останется на патриаршем престоле.

[TRANSLIT]

Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. На торжественной литургии в Успенском соборе в Кремле 10 июля г. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема.

Реформы патриарха никона и церковный раскол реферат 6719

Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора. Царь, узнав об уходе патриарха с престола, не стал удерживать. Никон отправился в Воскресенский монастырь, прозванный им "Новым Иерусалимом", и стал жить.

Исходя из выше изложенного, следует вывод: субъективные причины сыграли значительную роль в Церковном расколе. Реформы Никон проводил не ради поиска истины, для него важно было, чтобы все признали его власть и никто не смел с ним спорить. Никон величал себя, подобно римским папам, "крайним святителем" и "отцом отцов". Титуловался даже "великим Государем": стремился захватить в свои руки и государственную власть.

Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения

Никон любил богатство и роскошь, - после царя он был первым богачом в России: ежегодно он собирал более Методы осуществления реформ патриархом Никоном были далеки от гуманизма, что послужило значительной причиной Церковного раскола. Реформы патриарха никона и церковный раскол реферат раскол Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды.

Двоеперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует духа Святаго истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. Реформы патриарха никона и церковный раскол реферат Никон, церковный раскол и причины, послуживши.

Краткая биография патриарха Никона и его реформы, а также противники и их роль: начало раскола, cтарообрядчество, падение патриарха и итог раскола. Характеристика и историческое значение церковного раскола на Руси, его предпосылки и причины. Идеологические и политические взгляды старообрядческого движения.

Деятельность патриарха Никона по изменению обрядов. Последствия реформы Никона для страны. Русская церковь накануне раскола. Исправление богослужебных книг и церковной обрядности. Начало раскола, основные противники Никона. Отречение патриарха Никона от патриаршества. Бегство Никона с патриаршего престола и расстройство в церковной жизни. Причины церковного раскола. В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин.

Молокане признают Библию в отличие от духоборов. Управляются общины выборными руководителями-наставниками.

Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов. Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом.

От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Вселенские соборы. Разделение церквей. Монашеские ордена.

Доклад на тему географическая оболочка земли18 %
Этикет в разных странах мира доклад26 %