DEFAULT 

Пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая

Домна 0 comments

В доказательство преимуществ гомогенных классов выставляются следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше. В ходе работы были изучены психолого-педагогические особенности учащихся 4-х классов. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась совместная деятельность субъектов образования по наполнению компонентов, обеспечивающих здоровьесберегающий процесс обучения:. Опытно-экспериментальная работа: повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках. Организация этой деятельности осуществляется через решение проблемных задач, поиск доказательств, предвидение результатов. Упражнения на целеполагание учеников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Отметки не выставляются, о чем детей предупреждают заранее.

Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий классу.

Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:. Во всех случаях А. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые [14,с. По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.

Имеется целый ряд попыток научного обоснования типологии неуспевающих школьников; отдельные характеристики и группировки по характерным особенностям встречаются и в описаниях практического опыта. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. Славина: она выделяет типы неуспевающих по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями к пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться [55,с.

Тот же метод используют А. Бударный, Ю. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Его чертами являются следующие :.

Отчет по мегаполис черты неуспевающего пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

Другой выделенный тип назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер [6]. Психологическую типологию неуспеваемости дает Н. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала.

Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста.

Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие - тем, что справляются с анализом - синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях.

Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы. Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин.

В частности, Н. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств преодоления неуспеваемости. Изучение неуспеваемости только в ее итоговом виде нельзя признать достаточным потому, что это затрудняет реферат на тему отношения россии со странами снг ее элементов.

Изучение тех учащихся, для которых неуспеваемость стала устойчивой характеристикой их личности, не самый прямой путь для проникновения в сущность этого сложного явления. Такой путь легко может привести к смешению совершенно разных явлений, так как здесь взаимодействуют и личностные свойства учащихся, и условия их обучения, и постепенно накапливающиеся влияющие друг на друга элементы пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая.

Исследовать неуспеваемость как явление педагогической действительности удобнее в том ее состоянии, когда она находится в процессе становления и когда различные ее элементы еще не переплелись.

Бороться с неуспеваемостью в этих условиях — значит проводить профилактическую работу. Вот почему исследование, направленное на раскрытие существа неуспеваемости, более пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, если оно опирается на практику преодоления неуспеваемости.

Общность теоретической и практической работы не должна, однако, заслонить различия, в их задачах. Для теории достаточно выявить элементы неуспеваемости, эти элементы и явятся признаками данного понятия. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость [33,с. Прежде всего, необходимо разделить причины отставания и причины неуспеваемости.

Основные причины неуспеваемости коренятся в слабости профилактической работы. Но такое объяснение недостаточно, оно несколько упрощено. Остается открытым вопрос об условиях, вызывающих отставание. Следует разграничить общие условия, порождающие эти явления, и конкретные причины, относящиеся к отдельным школьникам. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, теоретические и практические задачи разграничены недостаточно, мало различаются общие предпосылки неуспеваемости и условия, вызывающие неуспеваемость конкретных учеников.

Необходимо при описании анализируемых связей различать, с одной стороны, факторы успеваемости и, с другой стороны, причины неуспеваемости и отставаний. Понятие фактора необходимо для того, чтобы выяснить, почему вообще возможны пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая и отставание, в чем их корни, понятие же причины важно при анализе условий, вызывающих отставание и неуспеваемость конкретного ученика, и при типизации этих условий.

Последнее нужно для практической работы: на основе типизации может быть составлена схема вероятных причин неуспеваемости и отставания. Иначе говоря, понятие фактора соотносится с уровнем всеобщего, понятие причины - с уровнями особенного и единичного [38].

Крым. Путь на Родину. Документальный фильм Андрея Кондрашова

Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны, прежде всего, разобрать факторы успеваемости. Изучение соответствующих научных данных позволит выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования, к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности состояние организма его развитие и психические развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания.

При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста. Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают а иногда пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, понижают возможности учащихся. Социальные условия в широком смысле слова как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей.

Пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая 8081

Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. И этот фактор, так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая развитии.

Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий. В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов. Необходимо исходить из того, что предписанное школе содержание обучения пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе.

Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу.

Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности. Первым компонентом содержания учебного процесса являются знания. Единицами теоретических знаний выступают понятия разной степени обобщенности, системы понятий, абстракции, а также теории, гипотезы, законы и методы науки.

Фактические знания представлены единичными понятиями например, географические названия, исторические личности, события. Отличительной чертой понятий как теоретического, так и фактического материала курсовая работа на тему сварка чугуна анализируемых учебных предметах является их высокая абстрактность.

Как правило, к этим понятиям невозможно прийти через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемых признаков. Системы понятий в составе знаний могут быть общими и частными. Связи между понятиями представлены такими свойствами, которые позволяют их сближать или отличать друг от друга, то есть в конечном счете тоже признаками.

Знания о способах деятельности рассматриваются обычно в связи с понятиями, так как предполагается, что это те указания, которые сообщаются учащимся для усвоения понятий. Однако эти знания служат и для овладения практическими навыками.

Знания о способах действия целесообразно подразделить на две группы. Первую группу составят предписания, определяющие путь анализа фактического материала по признакам.

Вторую группу составляют знания о способах действия, используемые в практической деятельности; им свойствен алгоритмический характер. В отличие от первой группы они не предназначены для усвоения понятий, их назначение — обеспечивать сознательное овладение навыками.

Пути преодоления учебных перегрузок

В учебном процессе знания о способах деятельности как первой, так и второй группы могут применяться в знакомой или в новой ситуации, в составе сложной деятельности или изолированно. Остается кратко охарактеризовать еще один вид знаний, условно названный нами материалом [1].

В учебных предметах, представляющих основы наук данный элемент содержания составляют фактические знания. Не весь материал, используемый в учебном процессе, подлежит усвоению, значительная пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая часть служит для иллюстрации, конкретизации, обобщения. На основании изложенного могут быть сформулированы требования к усвоению всех элементов знаний. Эти требования сводятся к следующему:.

Перейдем к анализу второго компонента содержания учебных предметов - умений и навыков. Различают разные виды умений — первичные умения, близкие к навыкам, то есть к поддающимся автоматизации действиям, и вторичные умения, отличные от навыков. Конечным требованием к умениям является сознательное выполнение действий. Требования к пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая иные, здесь главное — подсознательное выполнение действий. В обоих случаях требуется, конечно, их правильное выполнение [22,с.

Таким образом, итоговые требования предстают в следующем виде:. Требования к навыкам практического и теоретического характера - автоматизированное выполнение действий и систем действий а в знакомой ситуации, б в новой ситуации.

Требования к первичным умениям теоретического характера -сознательное выполнение действий и систем действий:. Поскольку умения и навыки, равно как и знания, реализуются в составе сложной деятельности, полное представление о требованиях к первым двум компонентам содержания обучения можно получить лишь после анализа третьего - опыта творческой деятельности. Речь идет не о развитии способностей к творчеству вообще, а об овладении школьниками некоторыми операциями, способами мышления, которые служат предпосылкой для творческого решения новых вопросов.

Чтобы у школьников появился опыт творческой деятельности, надо знакомить их с подобными операциями и создавать в обучении условия для их применения. Накопленный опыт, поможет в дальнейшем решать новые задачи. Но не только теоретическая поисковая деятельность, деятельность по добыванию новых знаний и способов познания, может быть охарактеризована как творческая, творческие элементы присущи и деятельности практического характера, которой всегда обучали и обучают в школе.

Творческая деятельность практического плана основана на навыках. Благодаря тому, что действия практического характера выполняются вне контроля сознания, высвобождаются умственные силы для решения содержательных задач. Перейдем теперь к четвертому компоненту содержания обучения - сформированности отношений. Отношения личности выражают связи субъекта с объективной действительностью и могут, поэтому классифицироваться по объектам, на которые они направлены.

Если с этих позиций подойти к познавательным отношениям школьников, то можно будет выделить следующие их группы: положительное отношение к знаниям и к процессу овладения ими познавательные интересы ; отношение к себе как субъекту познавательной деятельности, оценка своих достижений и возможностей самооценка ; осознание ценности образования вообще, убежденность в его общественной и личной значимости [46,с.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов и особенности современного учебного процесса, В. Цетлин сформулировал обязательные требования к познавательным интересам в следующем виде:. Отношение учащихся к процессу учения, к его трудностям и их преодолению непосредственно связано с оценкой своих достижений. Значение этого аспекта в процессе обучения подчеркивается специалистами.

Так, А. Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы.

Пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая 2543166

Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески. Из рассмотренных выше положений может быть построена система показателей успеваемости.

Выполнение этих требований несет наибольшую информацию об успеваемости:. Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников. В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника [52,c.

Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания. Выделение признаков отставания требует анализа процесса обучения. Для выявления признаков отставания следует выяснить, каковы требования учебного процесса.

Современным научным данным соответствует выделение следующих этапов в процессе обучения: этап ознакомления с новыми знаниями и этап освоения их учащимися овладение знаниями, включение их в систему ранее усвоенных, овладение действиями с. Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.

Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. Как оформить иллюстрации в реферате проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания.

Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помотает. Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.

Дадим описание признаков возможных отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки [62].

Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

Ученик не активен и отвлекается в те моменты пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. Ученик не реагирует эмоционально мимикой и жестами на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует.

Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.

Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Предлагаемая совокупность признаков не разнесена по классам, по учебным четвертям, не конкретизирована в связи с темами программ.

Такая конкретизация — задача частных методик.

Смысловое чтение – способ формирования УУД обучающихся

Деятельность учителя по преодолению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

Не спрашивать в начале урока. Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу. Не отвлекать пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая работы, создавая спокойную обстановку. Организм настраивается на деятельность. Вводная часть- постановка целей и задач урока, исключить дисциплинарные замечания, формальные инструкции. Активность, эффективность деятельности детей.

Основная часть- изложение нового материала. Двигательное беспокойство, отвлечение. Валеопауза, игра. Необходимо изме- нить характер учебных заданий. Вялость, сонливость, потеря интереса к работе. Дети ложатся на парту, ищут дополнительные точки опоры. До этой фазы детей не доводить!

Это сигнал к прекращению работы.

[TRANSLIT]

Заключительная часть- закрепление учеб- ного материала. Виды учебной деятельности Существуют различные виды учебной деятельности репродуктивная, поисковая, исследовательская, творческая, игровая, рефлексивнаякоторые согласно требованиям СанПиНа необходимо чередовать во время урока за исключением контрольных работ : Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.

Дзятковская, А. Дубровский, В. Загвязинский, В. Ковалько, В. Мухина, Р. Немов, А. Смирнов, М. Степанова, Н. Суртаева, Н. Чуракова, Д. Фарбер и др. Бондаревская, И. Зимняя, А. Макареня, С. Фокеева, Р. Чуракова, Н. Щуркова и др. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа в период гг. Все этапы были взаимосвязаны, при этом на каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы исследования.

Первый этап - аналитико-методологическийпосвящён поисково-теоретическому анализу и обобщению важнейших философских, исторических, психолого-педагогических положений в области исследования проблемы организации здоровьесберегающего процесса обучения младших школьников, изучению теории и практики педагогической работы по решению обозначенной проблемы, формулированию гипотезы и научного аппарата исследования, выбору базы исследования и разработке программы опытно-экспериментальной работы исследования, созданию предпосылок её реализации.

Основные методы данного этапа: изучение, обобщение и анализ научной литературы, передового опыта организации здоровьесберегающего процесса обучения; наблюдение, интервью, анкетирование и обработка исследовательских материалов.

Второй этап - опытно-экспериментальный связан с организацией опытно-экспериментальной работы, получением конкретных результатов, коррекцией и углублением теоретических положений, оценкой эффективности вводимых педагогических действий. Ведущие методы исследования: первичная диагностика, метод моделирования и проектирования, опытно-экспериментальная работа, методы экспертных оценок и самооценки, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Третий этап - аналитико-обобщающийвключает обработку и анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, научное оформление диссертационного исследования, формулирование общих выводов, оформление разработанных методических пособий в качестве рекомендаций для педагогов.

Основные методы исследования этого этапа: количественный и качественный анализ; экспертное оценивание. Созданная модель и предложенные материалы могут быть применены в образовательном процессе начальной школы и в системе повышения квалификации педагогов, работающих с младшими школьниками. Здоровьесберегающий процесс обучения в начальной школе представляет собой процесс осознания ребёнком ценности собственного здоровья, формирование ценностных представлений и умений о здоровом образе жизни в условиях специально организованного жизненного пространства реорганизация юридических дипломная работа. Модель конструирования здоровьесберегающего процесса обучения в начальной школе строится на основе системного и личностно-деятельностного подходов, на принципах целостности и системности, непрерывности и преемственности, соответствия психофизиологическим возможностям учащихся, личностно-деятельностного обучения и включает:.

Критериями эффективности конструирования здоровьесберегающего процесса обучения учащихся начальной школы являются следующие показатели:. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и логике работы; непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методо-логических пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая личным участием автора в опытно-экспериментальной работе в роли научного консультанта в различных типах образовательных учреждений общеобразовательные начальные и средние школы, гимназии, лицеи юга Тюменской области; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, широкой практической апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе их обсуждения на совещаниях педагогов, методистов и руководителей образовательных учреждений г. Тюмень,на лекциях и семинарах при повышении квалификации педагогов начальной школы Тюменской области. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Прежде чем приступить к рассмотрению этого понятия, считаем необходимым остановиться на вопросе законодательной нормативно-правовой базы обеспечения здоровья учащихся в РФ, позволяющего раскрыть стратегию политики в России в отношении решения проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля г. Приказом Минздрава РФ от 6 октября г. Определены первоочередные задачи: формирование мотивации к позитивным изменениям в образе жизни и предупреждению заболеваний; создание социальной и природной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям. Приказом Министерства образования РФ от 15 мая г. В соответствии с приказом Минобразования РФ от 19 января г. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря г. Важнейшими пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая документами, раскрывающими основные принципы образовательной политики в России на перспективу, является Концепция модернизации российского образования на период до г.

Таким образом, в России к настоящему времени создана законодательная и нормативно-правовая база, позволяющая в достаточной мере обеспечить охрану здоровья учащихся. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - один из принципов здоровьесберегающей педагогики [, 26], поэтому конструирование здоровьесберегающего процесса обучения в начальной школе, повышение его эффективности при сохранении физического и психического здоровья учащихся невозможен без глубокого изучения детерминант развития когнитивно-интеллектуальных компонентов познавательных способностей школьников, отслеживания тенденций развития, перспектив и потребностей каждого отдельного ребенка в целом.

По мнению Д. Элько-нина, Н. Лейтеса и др. Например, в начале XXI века процесс акселерации сменился прямо противоположным процессом дицелерации. Вместе пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса современные дети более информированны и эрудированны [23].

Важную закономерность развития ребёнка младшего школьного возраста отмечает Д.

Острые противоречия между современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования, и реальными возможностями младшего школьника приводят к интенсивному поиску наиболее эффективных форм образовательной деятельности, способствующих раскрытию максимальных возможностей ребёнка и его готовности адекватно противостоять негативным тенденциям окружающей действительности.

Младший школьный возраст - это период с до лет, его принято характеризовать как один из кризисов развития в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Возраст 7 лет, на который приходятся существенные преобразования в организме ребёнка и который является особо чувствительным сензитивным в развитии важнейших психофизиологических функций, требует особого внимания педагогов.

Ведь интенсивные воздействия, каковыми являются учебные нагрузки, в сензитивный период могут оказать не только стимулирующее влияние на развитие центральной нервной системы, но и в случае их несоответствия возможностям ребёнка вызвать негативные последствия, приводящие к нарушению здоровья детей.

По мнению психологов, седьмой год жизни очень важен в психическом развитии ребёнка: именно в этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребёнок усваивает социальные нормы.

Реферат принципы организации заработной платыДоклад достижения древнего китаяЭссе на тему мой пушкин
Принципы и методы расстановки персонала рефератТорговля в средние века доклад по историиРеферат техника безопасности легкой атлетики
Содержание в контрольной работеАлиментные обязательства супругов рефератТребования к курсовой работе юургу
Реферат кто убил сталинаРеферат отравляющие вещества удушающего действияРеферат основные уровни научного знания

Как показывает проведенный нами анализ практики работы учителей, в большинстве случаев педагоги совершенно не озабочены формированием этих новых психологических качеств у курсовая учеников, молчаливо считая, что всеми этими качествами ребёнок уже должен обладать. Возникает вопрос, как помогают учебно-методические комплекты нового поколения педагогу в формировании этих психических качеств у младшего школьника, как особенности психофизиологического развития ребёнка этого возраста в них учитываются, заложены ли механизмы по формированию универсальных общеучебных умений и навыков в самом учебнике?

Таким образом, для нас важно выяснить, являются ли современные учебники и учебно-методические комплекты здо-ровьесберегающими. Занкова, по которым обучаются учащиеся начального звена в школах юга Тюменской области.

Гипотеза: работа по преодолению неуспеваемости будет более эффективной при следующих педагогических условиях:. Исследование было проведено нами на базе Кировской начальной школы. В ходе работы были изучены психолого-педагогические особенности учащихся 4-х классов.

I этап гг. II этап гг. Неуспеваемость - это нарушение противоречивого единства возможностей учащихся и того, что от них требуется [66]. Оптимизация уче6но-познавательного процесса - это система мер по совершенствованию процесса обучения, при которой достигаются максимальные с учетом возможностей каждого школьника учебные результаты при минимально-необходимых для конкретных условий затратах времени и усилий [3].

Практическая значимость исследования заключается преодоления перегрузки том, что результаты нашей работы могут быть использованы в практической работе учителей и психологической службы общеобразовательной школы. Структура дипломной работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы; состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 77 наименований, 7 приложений и 11 характеристик неуспевающих учащихся. Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.

Не случайно. Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что всех можно учить, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знаниям. Он опровергал утверждение, что сама трудность приводит их к непониманию и писал, что если до вершин знаний доходят немногие, а только те, которые в какой-то мере приближаются к ним, курсовая этого не иначе, как с трудом, задыхаясь, усталые, с головокружением, постоянно спотыкаясь и падая, что это происходит не от того, что для человеческого рода есть что - либо недоступное, а от того, что ступеньки расположены плохо, испорчены, с провалами, готовы обрушиться, то есть от того, что метод запутан.

Несомненно, - утверждает курсовая, - работой по правильно расположенным, крепким, безопасным ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту [3]. Коменский при подходе к детям рекомендовал учитывать различие их способностей. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Я. Коменский придавал правильной постановке самого обучения и воспитания.

В педагогике проблеме повышения эффективности учения младших успевающих школьников уделяли внимание такие выдающиеся педагоги, как К. Ушинский, Л.

На почве идей выдающихся педагогов прошлого выросли специальные исследования неуспеваемости, которые возникли в эпоху введения обязательного всеобщего обучения эссе известных писателей читать, когда отсев из школы превратился в общественную проблему. К настоящему времени сложились разнообразные направления, концепции и теории причин школьной неуспеваемости, а также возможных путей ее курсовая. В зависимости от сферы функционирования основных причин неуспеваемости сформулированы концепции, в которых ведущая роль отводится внутренним или внешним по отношению к ученику факторам.

Биологические теории во главу возможностей учебной деятельности школьника кладут врожденные способности и физиологические задатки. Преувеличивая, роль биологических данных они недооценивают роль среды в развитии учебных школьников учебной личности.

Среди которых особенно известны социологические, социально-психологические, педагогические теории. Социологические теории исходят из того, что дети разных классов имеют различные устойчиво отличающиеся умственные способности. Детям из трудящихся классов приписывают более низкие умственные способности, чем детям из привилегированных слоев населения. Подобные научно несостоятельные выводы исходят из методологически извращенных трактовок результатов социологических обследований, прежде всего, дают информацию не о способностях детей, а об уровне их фактических знаний, который зависит от условий жизни и учебы детей.

Весьма распространены психологические теории. Однако речь идет не о самом психологическом аспекте исследования, а о сведении самой проблемы неуспеваемости к влиянию только психологических факторов [3]. Для исследований советских педагогов был характерен диалектико-материалистический подход к явлению школьной успеваемости. Блонский, Н. Менчинская, А. Гельмонт, Э. Моносзон, Н. Мурачковский и др. Дифференцированно подошел к анализу нарастания дидактической неудачи польский педагог Ч.

Куписевич, который выделил 7 основных этапов:. К сожалению, для многих педагогов характерен фактический уход от решения проблемы предупреждения второгодничества и неуспеваемости. Достигается это, например, путем перевода учащихся из одного класса в другой без учета их успеваемости или путем введения системы так называемых потоков А, В, С.

Самое широкое распространение система потоков А, В, С получила в Англии. Она заключалась в том, что учащиеся, которые должны были учиться в одном классе, делились на три потока А, В, С, работавшие по различным программам. При такой системе неуспевающий 10 школьник не оставался на второй год, а переводился в следующий класс, но уже в более низкий по уровню поток.

В случае неуспеваемости и в следующем учебном году, ученик вновь переводился в следующий класс, но уже более низкий по уровню программных требований поток. Таким образом, пути, учащиеся, оканчивая школу, получали практически совершенно различное образование.

И те из них, которые оказывались в потоке С, лишались возможности продолжать образование, так как уровень полученных ими знаний крайне низок [3]. В школах США для избавления от второгодничества также пошли по пути наименьшего сопротивления: ликвидировали обязательный уровень требований. Одной из наиболее характерных черт системы обучения в школах США являлось определение уровня одаренности детей методом тестирования. Теория врожденных способностей оказывала решающее воздействие на отношение учителей к учащимся.

Отставание учащихся в учебе тесно связано с не менее острой проблемой современной американской школы - отсевом. В числе других причин были названы: раннее замужество, беременность, уход в армию и т. Из этих данных видно, что факторы социально - экономического характера являются преобладающими среди причин неуспеваемости и отсева учащихся. отчет практике розничной торговле

Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку

Исследование проблемы изучения причин неуспеваемости и её преодоления всё более связывается с широким кругом социальных вопросов, предлагается использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности. К причинам глубокого и общего отставания А. Гельмонт отнес следующее: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность места жительства от школы, отсутствие заботы родителейнедостатки воспитанности ученика лень, недисциплинированностьего слабое умственное развитие.

Учёт психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы при конструировании здоровьесберегающего процесса обучения Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий классу. Рост популярности метода проектов в разных странах в течении последнего времени ведет к увеличению количества различных подходов к трактованию его сущности. Отмечают и такой существенный, с нашей точки зрения, момент - не выделено главное и наиболее трудное в учебном предмет. В рамках подготовки будущих учителей такой социально значимой Целью может быть проект по подготовке методических и дидактических пособий, необходимы учителям начальной школы; создание атласов по учебным предметам; разработка и проведение мероприятий уроков, внеклассных мероприятий ; организация выставок педагогических достижений, направленных на распространение передового педагогического опыта; создание мультимедийных продукт, сопровождающих учебные школьные курсы.

Для учащихся с частичной, но относительно устойчивой неуспеваемостью характерны недоработки в предыдущих классах, отсутствие должной преемственности, недостаточный интерес к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая.

Для учащихся с эпизодической неуспеваемостью выявлены следующие причины: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, неаккуратное посещение уроков, невнимательность, нерегулярное выполнение домашних заданий [65]. Своеобразный интерес представляет собой классификация П. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:. Причины первой группы порождаются, как считает П. Борисов, недостаткам и учебно-воспитательной работы учителей.

Соответственно причины делятся на дидактические нарушение принципов и правил дидактики и воспитательные главным образом, недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми. Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

К числу таких причин относятся: плохое состояние здоровья, физические недостатки, индивидуальные психологические особенности и отрицательные черты характера.

Причины третьей группы, отмечает П. Пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая, непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся. Флитнер характеризует проектную деятельность как учебный процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки "Lernen mit Kopf, Herz und Hand"то есть осмысление самостоятельно полученной информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценку результатов в конечном продукте.

Межпредметные связи на уроках русского языка 8. Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во- вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Все учебные предметы учат языковой норме правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминовформируют умение связно излагать полученные знания то есть создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического.

Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе. По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1 понятийно-терминологический; 2 коммуникативно-речевой; 3 учебно-дидактический. Понятийно-терминологический межпредметный материал. Общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.

Например: в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, реферат философии платон, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия; в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ; в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь; в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр; 9.

Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например: в русском языке: план простой и сложныйтекст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис; в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.

Учебно-дидактический межпредметный материал русского языка может быть не контекстным и контекстным. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления.

Курсовая работа Быкова Анна

Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний. Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении слове учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.

Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда. Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей прежде всего, с историей культуры.

Пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая 5667

Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка. Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышение его результативности, устранение перегрузки учителей и учащихся. ГЛАВА 2. Инновационная технология - метод проектов Российское школьное образование в настоящее время переходит на образовательные стандарты нового поколения. Это позволит перейти от минимума содержания школьного образования к минимуму результатов обучения учащихся.

Одним из инновационных методов обучения является метод проектов. Особенностью данного метода является развитие познавательных навыков учащихся, умение формулировать и решать самостоятельно проблему, развитие критического и творческого мышления. Для достижения такого результата необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из других областей наук, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов, прежде всего, направлен на самостоятельную работу учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которая ограничена сроком её выполнения. Метод учебных проектов интересен также тем, что во взаимодействии с информационными технологиями он обеспечивает средства для реализации поставленных целей. Информационные технологии раскрывают перед учащимися широкие возможности: доступ к информации, При подготовке к урокам с использованием метода проектов учитель должен определить цель, учебные задачи проекта, время выполнения проекта, количество участников и состав групп, этапы реализации проекта, конечный результат, форму защиты проекта, процедуру и критерии проверки.

В процессе реализации проекта роль учителя, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, может меняться от руководителя проекта до помощника-консультанта тьютора.

Метод проектов вполне отвечает современным требованиям образования. Одно из главных преимуществ данного метода — это гибкое сочетание разнообразных методов и форм самостоятельной работы учащихся и отчетности её выполнения.

Однако для его организации нужен компетентный учитель, который обучен применению разнообразных форм и методов обучения и готов сам обучаться и идти в ногу со временем. Метод проектов позволяет реализовать личностно деятельностный и личностно ориентированные подходы в образовании. Эти подходы основаны на использовании знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения.

Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует творческую деятельность учащихся в процессе выполнения проекта. По определению Е. Полата, метод проектов всегда предполагает решение проблемы, с одной стороны, использованием различных методов, с другой - интегрированным знаниям, умениям из разных отраслей науки [4]. Метод проектов является совокупностью приемов, действий учащихся в их определенной последовательности пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая достижения поставленной задачи; это решение значимой для детей определенной проблемы, которая оформлена в виде некоего конечного продукта [27].

Это творческая работа как для ученика, так и для учителя. Он служит решению проблемы интеграции личности в окружающем мире и положительной ее самореализации в. При такой организации учебно-воспитательного процесса педагогический результат можно увидеть, осознать, применить в практической деятельности. Уникальность метода в том, что он дает возможность ученикам чувствовать себя личностями; ориентирует их на самостоятельную деятельность индивидуальную, парную, групповую вырабатывает навыки контактов учащихся с внешним миром; способствует интелектуального развития учащихся, развития их творческой мысли и активности; учит учеников работать с различными источниками информации; помогает им проявить свои самые разнообразные способности, обрести уверенность, вырасти в собственных глазах; стимулирует самостоятельное получение учащимися новых знаний и интеграции приобретенных; предусматривает решение определенной проблемы, благодаря коллективному сотрудничеству.

Рост популярности метода проектов в разных странах в течении последнего времени ведет к увеличению количества различных подходов к трактованию его сущности. Метод проектов пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая эффективным средством подготовки компетентной личности, так как ребенок, участвует в проектной деятельности, учится сотрудничать с другими, реализовать исследовательские и ориентированные на практическую деятельность задачи, приобретает опыт самостоятельной деятельности, учится работать с источниками информации, моделировать и разрабатывать пути решения поставленных проблем.

Метод проектов способствует воспитанию компетентных, инициативных, энергичных, изобретательных членов общества. Перспективное развитие основных идей метода проектов видится в трансформации содержания и формы образования по освоению Метод проектов ориентирован на применение учащимися фактических знаний и на получение новых часто путем самообразованиясочетание урочной и внеурочной деятельности в органической связи с традиционным классно-урочным процессом.

Главная цель использования метода проектов - это обучение учащихся умениям и навыкам проблематизации, целеполаганию, выдвижению гипотез, структурированию и систематизации, планированию и организации мышления и деятельности для решения различных теоретических и практических задач, формирование у учащихся определенной системы творчески интеллектуальных и предметно-преобразовательных знаний и умений, содействие их творческому развитию.

Целевая ориентация реферат принятие мер к охране наследственного имущества проектов дает возможность педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, находить оптимальное сочетание теории с практикой, пробуждать у учащихся сознательное активный интерес как в учебном процессе, так и в его результате.

Формировать личностные качества учащихся, в деятельности позволяют: умение работать в коллективе; брать ответственность за свое решение; разделять ответственность; анализировать результаты деятельности. При применении метода проектов ученик приобретает навыки проектной деятельности, что способствует развитию: - коммуникативных способностей; - умения понимать других; - сопереживать.

Ученик учится сотрудничать в социуме в группе, паремоделировать правила, оценивать результаты, пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая пути преодоления конфликтных ситуаций, моделировать решения проблемы.

Коммуникативные способности обязательны для него как для члена общества, общественного деятеля и как частного лица; - интеллектуальной культуре и интеллектуальным способностям. Ученик различает умение работать с понятиями, определять главное, сравнивать, обобщать, конкретизировать, доказывать. Эти способности необходимы для обучения в течение жизни, для обогащения духовного мира, для осуществления продуктивной, творческой жизни, для формирования проектной культуры; - информационной культуре.

Ученик приобретает компетенции работать со справочной и научной литературой, самостоятельного поиска источников информации, оформления библиографии, составление тезисов, анализа и сравнения различных точек зрения, систематизации материала по своей структуре; - культуры саморазвития и самопознания. Ученик овладевает способами восприятия информации, управления своими эмоциями и использования особенностей памяти как средства восприятия нового на уровне самоанализа, самоопределения, самореализации; - культуры самоорганизации.

Карасева, А. Выготский, А. С помощью внешней оценки проектов можно отслеживать их ффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.

Ученик учится работать по плану, алгоритмом, использовать таблицы, опорные конспекты, создавать собственные методики проработки информации; - профессионализма и лидерства. На основе навыков эффективной организации своей урочной и внеурочной работы, умения организовать В условиях сохранения классно-урочной системы метод проектов имеет преимущества по сравнению с другими технологиями в одновременном сочетании индивидуальной и коллективной деятельности; осознании учащимися результатов своей деятельности; исспользовании интерактивных форм взаимодействия; практической реализации педагогики сотрудничества; возможности применения современных информационных технологий; направленности на конкретный результат; возможности реальной межпредметной интеграции; получении жизненного опыта; возможности неформального контроля за уровнем учащихся, по коллективному творчеству.

Сущность педагогической проектной технологии заключается не только в функционировании целостной системы дидактических средств, но и в адаптации учебно-воспитательного процесса в структурных и организационных требованиях учебного проектирования.

Обязательные критериальные требования: 1 моделирование условий для выявления учебной пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая 2 формулировка значимой проблемы, которая требует для ее решения интегрированных знаний; 3 поиск путей решения проблемы; 4 самостоятельный индивидуальный, парный, групповой характер творческой деятельности учащихся; 5 структурирование содержательной части проекта; 6 практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов деятельности; 7 определенная последовательность и готовность к использованию исследовательских методов: К проблемам, которые возникают у учащихся и учителей при использовании метода проектов, можно пути преодоления перегрузки младших школьников учебной работой курсовая то, что метод проектов требует: надлежащего количества времени для обработки большого объема В процессе проектной работы ответственность за обучение переходит на самого ученика как индивида и как члена проектной группы.

Основное, что ученик, а не учитель определяет, какую информацию будет иметь проект, в какой форме пройдет его презентация. Основные задачи проектной технологии: - научить учащихся добывать знания самостоятельно и уметь приспособлять их для решения новых познавательных и практических задач; - способствовать в рекламе курсовая работа учениками коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности; - расширить круг общения учеников, способствовать формированию толерантности к собеседникам; - усовершенствовать умение проводить исследовательскую работу, умения анализировать и представлять результаты своей деятельности, формулировать выводы [40].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Происходит постепенный отход от стандартного мышления, что поднимает на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.