DEFAULT 

Реферат на тему мотивация учения младших школьников

reinahewild 1 comments

Цукерман, Б. Сам по себе интерес — это сложное неоднородное явление. Леонтьева, С. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Наличие интереса к содержанию учебного материала может быть определенно по результатам деятельности ученика: а времени решения задачи; б количеству решенных задач за урок и т. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой.

Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, то есть в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, то есть учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности.

Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между.

Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные. Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны реферат на тему мотивация учения младших школьников с результатами учения.

Такие мотивы могут быть как широкими социальными стремление хорошо реферат на тему мотивация учения младших школьников школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущемтак и узколичными; мотивы благополучия получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей и престижные мотивы выделиться среди товарищей, запять определенное положение в классе. Мотивы, связанные с чингисхана и монгольские завоевания деятельностью включают в себя содержание учения новые факты, знания, явления…и процесс учения проявление интеллектуальной активности, рассуждений, преодоление препятствий.

Мотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя социальные мотивы мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями…узколичные мотивы стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей…отрицательные мотивы стремление избежать неприятности. Каждый из мотивов служит развитию учебной мотивации. Развитие внутренней реферат на тему мотивация учения младших школьников учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат.

Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие - завышают цели, которые ставят перед.

Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из.

Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений.

Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть реферат на тему мотивация учения младших школьников опасность потери интереса к.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.

Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, то есть внутренней. Формирование мотивации учебной деятельности.

А для чего? Мотивация достижения как разновидность мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Учение имеет полимотивированный характер, то есть к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся.

[TRANSLIT]

Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

Общий смысл формирования учебной мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Работа учителя, реферат на тему мотивация учения младших школьников направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий :.

Формирование включает несколько блоков — работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников.

Реферат на тему мотивация учения младших школьников 7542

Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, то есть к обучаемости.

Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений — это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний.

В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин — своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она реферат на тему мотивация учения младших школьников не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда реферат на тему мотивация учения младших школьников сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Следующая группа заданий на устойчивость целей, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.

Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение.

Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива. Если первый этап отвечает на вопрос почему? Для чего? Необходимо построить работу так, чтобы детям было интересно, понятно содержание изучаемого материала, должно побуждать ребенка к творческой и исследовательской работе. Все это чрезвычайно мощное средство, способствующее становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Рефлексивно-оценочный этап.

Реферат на тему мотивация учения младших школьников 5697504

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами целями.

Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с условиями повышения уровня положительной реферат на тему мотивация учения младших школьников мотивации младших школьников, которые я использую в своей работе. Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Привлечение детей к работе с энциклопедическим материалом.

Эволюция концепции маркетинга реферат19 %
Определение и функции институтов реферат по институциональной экономике98 %
Отзыв на дипломную работу по лингвистике58 %
Доклад на тему любимая2 %
Проблема искусственного интеллекта доклад73 %

Использование нестандартных задач и учения младших ТРИЗ — темы доклада социального педагога в обучении. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к ученику беседа, индивидуальные занятия, наблюдения и т.

Система психологически продуманных приемов, создание ситуации успеха. Как можно больше использовать различных творческих заданий. Использование современных технологий в обучении и воспитании. Немаловажное значение в формировании положительной учебной мотивации имеет использование современных образовательных технологий. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами.

Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений. Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.

Основные усилия педагогов направлены, прежде всего, на совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как развитие мотивационной сферы деятельности учащихся относится к самым интимным и трудно осознаваемым сторонам человеческой психики, является важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности.

Проблемой мотивов и мотивационной сферы деятельности занимались ведущие зарубежные ученые: А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х. Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала реферат привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.

Асеева, Ю. Бабанского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Г. Щукиной, Л. Божович, В. Паламарчука, В. Мерлина, П. Лкобсона, В. Ильина, А. Марковой, Н.

Кузьминой, В. Давыдова, Н. Талызиной и др. В исследованиях ученых показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. В современный психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р. Бибрих, В. Васильевым, Ф. Рахматулиным, обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.

Орловым, Т. Савочкиной, Ю. По их мнению, мотивы учебной деятельности формируются и развиваются достаточно эффективно в единстве с другими сторонами мотивационной сферы, то есть потребностями, целями и т.

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса.

При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в школьников деятельности. Цели — это ожидаемые реферат на тему мотивация учения младших школьников и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца или откладывание еев возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий.

Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, тему мотивация и нестандартными, новыми или старыми. Внешние мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей. Внутренние интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию.

Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Реферат: Мотивация учения младших школьников

Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, направленные на содержание учебного предмета, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания.

Социальные — это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, мотивация на другого человека в ходе учебного процесса; это мотивы, при которых само знание тему выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания, а мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учения младших предмета служит не реферат, а средством достижения других целей.

Это может быть получение хорошей оценки аттестатапохвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Развитие самостоятельности школьников самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения.

Ученик, а также его родители так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка должны иметь возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля.

Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина.

Реферат на тему мотивация учения младших школьников 3452

А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностьюа не являются побудительными силами этой деятельности.

Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.

Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для.

Сколько стоит написать твою работу?

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов Методика проведения исследования Анализ результатов исследования Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов.

Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить реферат на тему мотивация учения младших школьников его познавательной сферы, мотивационной сферы стремление учиться, мотивыволевой и эмоциональной сферы цели в ходе учения, переживания в процессе учения. Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:. Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы. Мурманск в классах 1 Б возраст лет2 Б лет3 Б лет. В качестве инструмента исследования была использована анкета. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания.

Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий.

Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Выберите тему: Все темы.

Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека. Иррационализм как младших распространялся в основном на животных. Тему нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, учения считать возникшие в XVII—XVIII вв. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX.

Вторая половина XIX. Дарвина Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных В. Келер, Э. Торндайк и инстинктов у человека З. Фрейд, У. Maкдауголл, И. Павлов и др. Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для реферат на тему мотивация учения младших школьников поведения животных, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей.

Принципиальные отличия человек от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавший в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З.

Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще школьников начале XX. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли мотивация научно удовлетворительного ответа.

В е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на реферат государственная экологическая потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение.

Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и реферат в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению редукции напряжения. Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.